РЕЖИССЕРЫ
Светлана Ельчанинова
Максим Поляков
Хихус
Константин Комардин
Наталья Антипова
Алим Велитов
Светлана Андрианова
СЦЕНАРИСТЫ
Светлана Ельчанинова
Елена Гавар
Бари Кит
Максим Поляков
Хихус
Константин Комардин
Валера Перерва
Иван Савченко
Наталья Антипова
Алексей Крылов
ХУДОЖНИКИ
Plemiaш
Максим Поляков
Хихус
Андрей Пронькин
Олег Пичугин
Елизавета Зилонова
Константин Комардин
Patrick K.-H.
Наталья Антипова
Владислав Байрамгулов
Евгений Краморенко
Алим Велитов
Светлана Андрианова
ЗВУКОРЕЖИССЕР
Карлон
АНИМАТОРЫ
Наташа Матюшенко
Андрей Пронькин
Олег Пичугин
Ольга Ли
Алена Шелякина
МОНТАЖ И СПЕЦЭФФЕКТЫ
Дмитрий Курман
 
Хихус
 
Хихус
режиссер, художник
ХИХУС - ведущий комиксист страны, основоположник, главный идеолог и вдохновитель этого относительно нового для России жанра. Хихус — лидер объединения комиксистов «Люди мертвой рыбы». Короче, когда мы говорим «комикс», мы подразумеваем Хихус, а когда мы говорим «Хихус» — подразумеваем комикс.

Даже мама называет его Хихус. Все к этому уже привыкли. А на вопрос, почему Хихус, идеальным ответом является не фамилия наоборот, а его любимое стихотворение из детства: «Я придумал слово, смешное слово плим... Он прыгает и скачет... И ничего не значит...» Вот поэтому и Хихус.
— И как Хихус дожил до такой жизни, что превратился из простого советского пионера в неординарное явление постсоветской культуры?
— Ну, из пионеров они меня выпихали, а вот в комсомольцы я сам не пошел. Меня решили принимать последним, чтобы наказать, и в этот момент в голове у меня произошел какой-то перелом. Я вдруг понял, что комсомол — это идеологическая организация, и эта идеология мне неприемлема. И когда они сказали мне, что уже можно, я ответил: не хочу. Был жуткий скандал.
В институт отказались принимать документы. Говорю: покажите мне закон, по которому вы берете только комсомольцев. Есть такой закон? Они сказали, что вообще-то такого закона нет. Но на дневное отделение меня не приняли. Это одна из причин, по которым я решил уехать из Союза. Убежал в Данию и прожил там восемь лет.
— Комиксы стали способом заработка?
— Нет. На меня насел папа, который считал, что поэт — это не профессия, и я решил нарисовать несколько картинок. Во-первых, ради интереса, а во-вторых, чтобы он успокоился и говорил всем, что его сын — художник, а не тунеядец. Обдирал выкинутые диваны, у них была такая забавная фактурная ткань, набивал на рамы, грунтовал и рисовал какие-то странные картинки. Потом закончил два художественных училища — в России и в Дании. Правда, к стихам я тогда относился серьезнее и ходил в разные литературные студии.
Тогда в Берлине сломали стену, и там собралась творческая молодежь со всего мира. Восточная часть города, бросив квартиры со всей мебелью, уехала в западную часть, а мы, наоборот, там и поселились. Домовладельцы скоро поняли, что мы не громим квартиры, просто мы в них живем, и они от этого даже сохраннее. Потому что пустой дом рано или поздно начинает разваливаться.
Я жил в этот момент с подругой из ЮАР. Вот это первая интерьерная история. Она была из буров и обожала висеть вверх ногами. Поэтому центральным элементом нашей огромной сталинской квартиры было такое кривое дерево с отполированными ветвями. Все это висело на двух канатах, которые я прикрепил к потолку, и она там раскачивалась вверх ногами.
Это продолжалось несколько лет. Мы не то что бы просто так квартиры сквотировали. Мы там делали выставки, концерты. Для всех желающих, ну и для самих себя, конечно. А потом стали серьезнее относиться. Кто открыл кафе, кто культурные центры. И туда приходило очень много людей, туристов. Сами немцы приходили посмотреть, им было любопытно.
— Как ты пришел к комиксу и в конце концов снова очутился здесь? Как из такой богемной жизни ты попал в этот жанр?
Я много рисовал и по-разному подписывал картины. Моя первая картина, например, называлась «Вожделение поцелуя на углу дома номер семь, неприятно удивившее прохожего грузина и его тень с одним глазом». Это произносится дольше, чем рисовалось. А объяснять — еще дольше, и я просто нарисовал эту надпись на картинке. Это все было маслом. Я писал огромные картины с длинными текстами. Это выглядело, как очень увеличенная графика, а серьезные люди сказали мне, что получились классные комиксы.
Я к комиксам относился, как и все советские люди, отрицательно. Но ради интереса я пошел в библиотеку комиксов, в двухэтажный особнячок в центре города Копенгаген. И просто обалдел. Тут же вспомнил, что сам в детстве тоже рисовал в школе комиксы. Это были злые комиксы про глупых учителей. А в библиотеке неожиданно открыл новый мир. Какие-то странные японцы с их сюрреалистическими историями в стиле французских импрессионистов. Какие-то невероятно остроумные короткие социальные истории. Я и не представлял себе, что это такой жанр, как кино, только позволяет тебе работать одновременно и с картинкой, и с текстом. Быть одновременно сценаристом и постановщиком. Меня всегда мучило, что я рисую что-то, а люди приходят ко мне и спрашивают. На выставке, например, стоишь около работы и двадцать раз объясняешь, почему у человека в голове растет тостер. Значительно проще написать прямо на картинке, что тостер — это символ домашнего уюта и идиотизма.
Я приехал в 96-м, писал какие-то статьи и все время удивлялся, что здесь вообще нет комиксов. Тогда Наташа Монастырева, мы вместе сейчас делаем фестиваль комиксов, сказала, что их нет, потому что никто не рисует. Вот ты возьми и нарисуй. Я говорю, ну нарисую, а куда мы его денем? Опубликуем. Нарисовал комикс, его, кстати, перевели уже на четыре языка и опубликовали уже раз тридцать и даже больше. Короткий такой, на одну страничку. Пересказ сказки Ганса-Христиана Андерсена. Такой агрессивный и смешной. И вдруг с этого момента как-то все пошло.
Этот комикс называется «Красные башмачки», он так популярен, что даже экранизирован для анимационного проекта «РЕАНИМАЦИЯ».