ГОТИКА В СУЗДАЛЕ
6 апреля 2010

Фильм Леденец белорусского режиссера, сценариста, художника и аниматора Геннадия Буто вызвал весьма специфическую реакцию у зрителей 15-го Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Что, впрочем, и следовало ожидать:)) Почетное жюри фестиваля вообще не заметило этот фильм (показанный, по совершенно необъяснимым причинам, не в конкурсе Дебюты, куда он был заявлен, а в секции Прикладной анимации - наряду с рекламными роликами), и не удостоило его какой-либо награды. Зато фильм заметили коллеги-аниматоры!

"Я бы дал... диплом за "Самый страшный фильм" Георгию Бутто - фильм "Леденец" - пишет известный режиссер и аниматор Сергей Меринов в своем блоге.

Ему вторит оскрометная сценарист и режиссер, одна из самых востребованных аниматоров нашей страны Наталья Березовая : "Вот рейтинг наших детей Вани и Миши, мы не обсуждали с ними по списку, а просто спросили, что им запомнилось... "Леденец" Г. Буто - они два дня спать боялись и обсуждали этот фильм. Главным вопросом для миши осталось - "Как ухо сосало леденец?"

Наконец, мнение просто зрителя: "да! леденец мне тоже понравился))) - видимо, я еще немного ребенок)))"

Понятно, что и показанный в основном конкурсе фильм-ужастик Константина Комардина "Веретено" тоже вызвал нестандартные отклики.

"Серия фильмов «Реанимация» несет агитационный характер. Но общая задача может быть решена разными художественными способами. Сказка про спящую красавицу, которая трактуется как история принцессы, однажды «уколовшейся» и подсадившей на веретено всё королевство, звучит грубо и слишком прямолинейно. Но в противовес ей мрачная сказка в духе Тима Бертона «Леденец» только намекает на наркотики, раскрывая психологию одержимой зависимости и жажды обладания вожделенным «лакомством»... Остается только радоваться тому, что сильных, ярких и очаровательных анимационных фильмов у нас производится больше, чем провальных и «откатных», и надеяться на возможность для отечественной анимации если не кинотеатрального, то хотя бы достойного телевизионного проката.", - писала в те дни журналистка Алёна Сычёва.

Однако так уж ли оптимистична картина в отечественной анимации, где взрослый зритель воспитан еще на советских мультфильмах для детей, и воспринимает анимацию исключительно в этой плоскости, а юный - наоборот, испорчен второсортной сериальной продукцией, деонстрирующейся на канале "2х2". И в результате - у социальной анимации, тренда последнего десятилетия на Западе, где снимаются интереснейшие анимационные работы, - в России просто нет достойной ниши. Как у не готовых воспринимать такие ленты зрителей, так и у тех, от кого зависит развитие отечественной анимации.

Грустно, товарищи. Так и будем вечно плестись в хвосте у мировой цивилизации и культуры, с опозданием на 15-20 лет...